Богдо-Ула, траверс юга. Август 2014

Маршрут в целом

Траверс юга напрашивался еще с первого выхода на Богдо-Улу Маршрут смотрелся логично и красиво - заход с озера Тянчи - пешеходный, но живописный перевал на юг - траверс южных отрогов горного узла Богда с выходом на реку Аксу. После второго похода на восток Богдо-Улы захотелось связать все три маршрута, и я добавил проход на реку Гаояцзы с выходом вниз по ней же.
Поход состоялся с 7 по 25 августа 2014 года, ходовые дни - с 8 по 22 августа включительно, всего 15 дней ходовых дней с учетом старта вечером и финишем утром.
Основные технические сложности возникли на перевале Богда-Хайгоу южный (2А оценочно), на котором вешалось 5 веревок и на переправе через Гаояцзы после дождей.
На остальных перевалах не особо нужны даже кошки.

Карты, навигация и прочее

Карты на весь район:
института гляциологии Ланьчжоу
а также карты Генштаба
первую,
вторую, и
третью
я вывешивал к походу 2007 года.
Впрочем, карты сейчас интересны в основном названиями речек и ледников: для построения маршрута earth.google и информативнее, и нагляднее.

Точки, снятые на маршруте: wpt и gdb
Наш маршрут на earth.google:

Точки на earth.google:

Климат.

В этот раз подкачал: порядка половины дней в высокогорье прошли в непогоде.

Видимо, август - не лучшее время, об этом же косвенно свидетельствуют перегоняемые вниз стада баранов, которые мы обгоняли на спуске.

Заброска.

Летели самолетом казахских авиалиний, с пересадкой в Алма-Ате. Из-за ремонта полосы в Урумчинском аэропорту рейс задержали, мы прибыли в Урумчи не вечером накануне, а утром.
После недолгой суеты Саша, вместо отвоза на Тянчи, заселил нас в гостиницу и объявил печальные вести. Доступ к озеру продолжил деградировать: как и раньше, частные машины к озеру не пускали (требовалась пересадка на автобусы на мегатерминале размером с Шереметьево),

но теперь - по словам Саши - охрана еще и стала просвечивать багаж и тормозить все подозрительные металлические детали, которых у нас было по полрюкзака.
Саша робко заикнулся о заброске в другое ущелье, но после отказа тут же предложил решение: его знакомый казах вместе с Сашей отвезет наши рюкзаки на своей машине - местных не досматривали, а мы поедем потом, налегке. Заодно Саше было поручено набрать бензин для горелки.

Саша объявился через четыре часа. От него воняло бензином, но набрал он его в две бутылки из пяти. Как всегда, в своем стиле, сначала он предложил обойтись тем, что есть, потом путанно объяснял проблемы заливки бензина в узкое горлышко (сделав вид, что слово "воронка" он не знает), потом таки пообещал, что его казах отольет нам бензин уже на озере. На чем и порешили.
На озеро мы заехали без проблем, в качестве благодарности знатно откушали у казаха-помощника в его семейном кафе среди юрт.

Объедки подбирали дикие орлы. Они кружат над поляной с кафе, как голуби вокруг бабки с семечками, и резко пикируют на подброшенный кусок.

Благодушное настроение резко испортилось, когда Саша и казах объявили, что бензина у них нет. Машина оказалась не казаха, а его родственника, и тот уже уехал.
В качестве топлива имелся только аргал. Саша как-то неуверенно пообещал, что казах - он представился, как Ишинбай - с утра нам позвонит, нас найдет и принесет бензин. Верилось в это с трудом, тем более что мы не очень представляли, где заночуем и будет ли там связь. Но выбора не было.

Спустившись от юрт к началу пешеходной дороги вокруг озера (мы выбрали правую по ходу сторону), на смотровой площадке мы подверглись атаке китайских туристов. Фоткаясь с нами, они сообщили, что ночевать на озере нельзя, придет полиция - мои заверения, что мы вовсе и не думали, на них не подействовали, тем более на фоне огромных рюкзаков.
"Заложат, блин, точно заложат" - мрачно думал я, покидая площадку, - "…чтоб китайцы, да в полицию не стуканули… и на бензин Ишинбай точно забьёт…" - поход начинался мрачно. По плану мы должны были стартовать с утра и проскочить далеко выше озера в лес, где, несмотря на формальный заповедник, никто бы нас не искал. Теперь же мы уходили за час до темноты, ночевать приходилось чуть ли не в виду смотровой площадки, бензина не было, ожидался визит ментов.

Радовала только отличная дорожка вокруг озера - несмотря на первый день, отсутствие акклиматизации и казахский шашлык внутри, мы развили хорошую скорость, прошли около двух третей побережья, дошли до устья речушки с огромной статуей и поднялись по ней немного вверх, скрывшись в зарослях.

Шансы на бензин падали, но уж лучше без бензина, чем с ментами. Поставили палатку, доели остатки обеда и рухнули досыпать.

Ночевка - точка ST1, высота 1900м

День первый.

С утра, из непроходимого - как казалось - леса, метрах в пятидесяти от нас на озеро спустился караванчик из пяти-семи лошадей с казахами, как ни странно, нас не заметив. Мы не стали задерживаться и быстро свернули лагерь, из категории злостных нарушителей заповедника сразу перейдя в невинные экскурсанты. Саша - о, чудо! - взял трубку с первого звонка. Второе чудо - он сообщил, что Ишинбай уже полчаса как вышел искать нас, и чтобы мы вышли к озеру на дорожку. Третье чудо наступило через двадцать минут - когда Ишинбай и правда появился, причем реально с бутылками бензина.
Уже не торопясь, мы дошли до конца озера (1,5..2 часа), по дороге нас обогнала парочка китайцев-марафонцев, бегущих по кольцевой дорожке вокруг озера.
Чуть выше устья речки, уже после 2007 года, построили просто мегалитические структуры из гальки и бетона,

Мы прошли немного по дороге до моста на левый (ор) берег и стали подниматься по ручью Карамсак - левому (ор) притоку.

Пара бродов через речку,

лес кончился довольно быстро,

мы выбрались на травянистые пригорки на правом (ор) берегу и заночевали у живописной коряги.
На противоположной стороне ущелья наблюдали стаю кабанов, и даже успели их сфоткать, пока они нас не заметили.

Общее время в пути - 10:30..16:30
Стоянка - точка ST2, высота 2550м

День второй

Был не слишком напряженный. Мы взобрались на крутой уступ

и вышли на футбольные поля.

Внизу показалось озеро Тянчи, к общему сожалению, почти рядом.

По ровной долине мы добрели до поворота на наш перевал, чуть выше пересохшего озерца, где и заночевали.

Общее время в пути: 11:30..16:00
Стоянка - точка ST3, высота 3100м

День третий

Подъем на перевальную речку начинался прямо от стоянки. По пологим травянистым склонам левого по ходу края долинки мы прошли мимо озера, миновали большой ледник и подошли к перевальной седловине.
Наша долинка выводила на перевал, обозначенный на карте как "Eking". Наша седловина расположена южней, поэтому наш перевал назвали "Экин южный".

С перевала открывается эпический вид на узел Богда, виден наш перевал Цзяньши южный, который мы прошли в 2007 и практически весь путь подъема на него.

Съехав с осыпного седла, мы быстро пересекли ледник (сильно вниз лучше не заходить, там он становится круче)

и вышли на морены, по которым продолжили спуск с поворотом направо,

до появления справа по ходу озера на перевале Сангеча. Перед озером (естественно, озеро тоже Сангеча) - остатки зимнего льда. Собственно перевал - небольшое возвышение между нижней точкой спуска с перевала и озером. Но за перевал Сангеча принимается именно южный край одноименного озера.

Озеро обошли слева по ходу.

На южную сторону озеро прорывается жиденьким, но живописным водопадом.

Сразу ниже озера начинаются коровьи тропы, по которым мы скатились до левого (ор) притока, текущего из ущелья нашего следующего перевала.

Несмотря на дружелюбную местность - травянистые поляны, пологие склоны - место для ночевки пришлось поискать: то заманчивая с виду полянка оказывалась заболоченной, то склон оказывался чрезмерно крутоват, то под травой скрывались камни. Хотя, возможно, мы зажрались.
На стоянку к нам подъехал казах-пастух. Узнав, что мы планируем идти на реку Аксу через перевалы, он, как ни странно, ничуть не удивился, сообщил, что наш следующий перевал вполне проходим, за ним ледник, а вот как дальше - он не в курсе.

График: выход ST3 10:20 3100м - пер Экин Ю точка PE1 3760м н.к. 14:00 - пер Сангеча точка PE2 3500м н.к. 16:00 - стоянка ST4 3200м 18:00

День четвертый.

Название нашего следующего перевала я, к стыду своему, узнал только в 2018 году благодаря Артему Соколову из Киевского турклуба "Глобус"
Оказывается, Богдо-Улу еще в 1908 году покорял сам Готтфрид Мерцбахер (известный у нас своими исследованиям Приэльбрусья, а также по озеру своего имени в Киргизском Тянь-Шане). Мерцбахер делал радиальный выход на перевал, который теперь тоже носит его имя.
Вот отчет Мерцбахера о путешествии, если я правильно понял немецкий.
В 1908 году перевал был посложней, ледник из правого (ор) ущелья перекрывал подъем и частично сам перевал:

Сейчас же подъем на перевал с западной стороны представляет собой ненапряжную прогулку по моренным валам и слежавшуюся осыпь в конце.
На левой фото: перевал - левая седловина. На правой фото: подтаявший с 1908 года ледник, тот самый из правого (ор) ущелья.

Мы начали подниматься в 10-00, перешли вброд на левый (ор) берег речки из-под перевала и через 2,5 часа дощли до слияния рек. Чуть выше, по правой (ор) речке есть последние на подъеме стоянки.
Оттуда мы шли прямо вверх по слежавшимся осыпным валам, к 13-00 подошли к взлету. Слева по ходу вроде бы имеется что-то вроде тропы, но мы шли в лоб по живой осыпи.
На перевале были в 15-00, имеется тур без записки и зачатки тропы на спуск. На восточной стороне лежит небольшой снежник.

Со спуска открываются виды на ледник Богда, самый длинный в здешних местах.

Спуск с перевала - несложная осыпь.

Виды на перевал с восточной стороны. Второе фото со следующего дня.

Спускаться лучше на точку SPUPE3, иначе есть шанс выйти на скальник. Впрочем, там все нестрашно, можно обойти по всякому.
Зато в точке SPUPE3, в кармане моренного вала - заросли снежного лотос и следы пребывания людей.

Мы перелезли моренный вал и поставили палатку правой (ор) боковой морене ледника. Площадку выложили из камней.

Ночь оказалась на удивление теплой, в палатке открыли оба входа, не было ни ветерка.

График движения: выход ST4 3200м 10:00 - перевал Мерцбахера 1А PE3 4100м 15:00 - стоянка ST5 3550м 17:00

День пятый

По плану предполагалось пересечь ледник Богда, и подняться по его левому (ор) притоку (на карте обозначен как Bogda III) к нашему следующему перевалу. Мне он внушал наибольшие опасения - судя по гуглю, его склоны были крутоваты и скалисты, особенно спуск. В 2014 году Гугль, как назло, показывал район перевала в плохом разрешении, и разобрать мелкий рельеф было невозможно. На всякий случай были предусмотрены альтернативные варианты, но особого оптимизма они тоже не внушали.
Сегодня предполагался только подход под перевал.

Западная часть ледника Богда ровная, а восточная покрыта кальгаспорами - вытаявшими ледяными башнями, но между ними проложены неплохие дороги с галечным покрытием.

Виды: вниз и вверх по леднику,

а также на сосули и перевал Мерцбахера:

Мы выбрались на левый край ледника Богда, завернули за угол, и перед нами открылся провал - нижняя часть левого притока просела, образовав широкую котловину. Явный обход виднелся справа по ходу, по моренному валу. Впоследствии мы увидели, что обойти провал можно и слева.

Хорошие стоянки есть практически под языком ледничка с нашего следующего перевала. На верхней правой фото, если кликнуть, обозначены стоянка, а также седловины завтрашнего перевала.
К вечеру погода испортилась, небо затянуло, периодически сыпал снежок.
Весь путь занял 6 часов.
График движения: выход ST5 3550м 11:00 - стоянка ST6 3800 17:00

День шестой

Начался с мрачной погоды. За завтраком периодически сыпал снег, будь у нас стоянка поуютнее - могли бы возникнуть мысли о дневке, но с этого галечного карьера хотелось поскорее сбежать.

Мы собрались - с задержкой, как всегда в непогоду. Особо отличился один из участников - когда мы были готовы к старту, он не нашел одну перчатку. Пришлось разбирать рюкзак - под снегом, разумеется, с перетряхиванием всех пакетов. Перчатка, естественно, нашлась на самом дне. В итоге вышли аж в 11-30, прошли всего-то метров 20 до ледника, и при надевании кошек злосчастная перчатка опять пропала, в этот раз окончательно. Не помог даже еще один разбор рюкзака и общий поиск взад-вперед от ледника до стоянки, причем наши следы отчетливо виднелись на свежем снежке. Пришлось, как принято, одевать на руку носок.

Ледник пологий, чем дальше мы заходили - тем ниже садились тучи, периодически сыпал снег. Я всматривался в проявляющийся иногда в разрывах перевальный гребень, пытаясь выбрать седловину.
Вообще, с ледника Богда III (так обозначен на карте приток ледника Богда) на ледник Haigou Хайгоу ведет три седловины:
слева вид с запада (наш подъем), справа с востока (спуск)

Самая северная и самая близкая к Богде - самая высокая, покрыта сплошным ледником, с крутым подъемом и еще более крутым спуском. Я держал ее на крайний случай, и уж точно не планировал лезть на нее в плохую погоду. Оставались две более низкие седловины: центральная и южная со скальной вершинкой между ними. Я выбрал южную - подъем на нее смотрелся веселее, да и идти на нее было ближе. Впоследствии выяснилось, что спуск с центральной седловины смотрится проще, чем с южной, как с подъемом на центральную - неизвестно, но вроде нормально.

На подходе к седловинам обнаружилось невиданное ранее явление - мы неожиданно выскочили на ледяной обрыв, внизу виднелась мрачно-черная вода со льдинами. В тумане и снегопаде мы долго не могли понять масштаб препятствия и путь обхода. Как озеро образовалось на высоте 3500м в середине ледника, почему не замерзло - непонятно. На картах и в гугле его не было (в 2014, сейчас в 2019 есть)

На фото ниже: виды от озера на седловины:

Озеро мы обошли справа по ходу, по крутоватому фирновому склону, и оказались у начала подъема на нашу седловину.
Подъем несложный фирновый склон градусов в 30.

Седловина узкая, со снежным карнизом. Спуск смотрится ужасно - узкий скально-ледовый кулуар уходящий за перегиб.
Не добавляли радости и снежные заряды.

Мы повесили 5 веревок, на одной станции над 5-метровым отвесом оставили ледобур с карабином, не было сил за ним лезть.
Кто найдет - забирайте себе.

Мы отошли подальше склона, выбрались до ровного места и поставили палатку на поверхностной морене.
В процессе наблюдали, как из-под нашей седловины съехал кусок осыпи уже ниже скального кулуара.

Снег валил всю ночь, со склонов Богды с грохотом сходили лавины, заставляя высовывать голову из спальника и напряженно вслушиваться.
График движения:
выход ST6 3800м 11:30 - перевал PE4 "Богда-Хайгоу" 2А 4230м - стоянка ST7 3800 18:00

День седьмой

Утром чуть прояснилось, заметенная палатка смотрелась даже красиво на фоне заснеженной стены Богды, которая оказалась вовсе и не в ста метрах от нас, как представлялось ночью по шуму лавин.

Тучи, тем не менее, скрывали вершинки и периодически присаживались пониже, сыпя снежком. Героический перевал на ледник Аксу (North-west col по информации Артема из турклуба Глобус) мы отменили, вместо него решили пройти простой перевал на ледник Daxigouxizi (Дасигоусицзы) со спуском по нему на реку Аксу чуть пониже ледника Аксу.
На фото справа - подъем на перевал North-West Col.

Путь на перевал от стоянки - пологий ледник без трещин, взлет - снежный склон крутизной градусов 25, при таком количестве снега как у нас выглядит лавиноопасным.

Спуск с перевала - пологая слежавшаяся осыпь, снега почти не было.

На правой фото - седло перевала, вид со спуска

Ледник Дасигоусицзы - пологий, открытый, без трещин.

По левому краю мы скатились по нему до левобережной морены, чуть пониже ледника обнаружилась тропа.

Перед слияем с Аксу наша речка (назовем ее Хунфэн, по имени ледника - левого истока) образовала маленький, но живописный каньон.
Фото слева - вид на ущелье к нашему завтрашнему перевалу.

Внизу, на реке Аксу мы встретили пастухов, которые показали нам переправу. Сами они бодро перепрыгали речку по камням, не замочив ног, нам же, с рюкзаками, пришлось идти вброд. Сложностей в переправе, которых я опасался после прохождения вдоль речки в 2007 году, не наблюдалось. Скорее всего дело в сезоне: в 2007 мы ходили в июне и застали конец весеннего половодья.

Мы прошли от переправы метров 500 вверх по Аксу и стали на лугу у ручейка.
На левом фото - устье речки Хунфэн, притока реки Аксу.

Пастухи приходили вечером пообщаться, но по незнанию ими китайского беседа не задалась.

График: выход ST7 3800м 11:00 - перевал PE5 "Хайгоу-Аксу" 1Б 4140м 13:00 - брод через Аксу точка AKSUBR - стоянка ST8 3000 19:00

День 8

Несмотря на подъем, это была практически дневка. Мы лениво собрались, неторопливо добрели до речки Моренная и повторили наш путь подъема 2007 года.

Палатку поставили практически на том же месте.

По пути посмотрели на ущелье речки Хунфэн, из которого мы спустились накануне.

График: выход точка ST8 3000м - стоянка точка ST9 3800м, 5 часов

День 9

С утра небо затянуло, но дождя не было. Мы зашли на перевал Моренный - сначала по леднику, потом по крутой мелкой осыпи, скатились с седла на ледник.

Более детально про подъем на перевал и спуск с него вниз по реке (она называется Daxigou Дасигоу) можно прочитать в нашем отчете 2007 года.

Пересекли ледник, спустились вниз по его правому краю, и перешли на левый (ор) берег речки Дасыгоу.
Фото слева - вид от речки Дасыгоу на ущелье, из которого мы спустились. Фото справа - вид на верховья Дасыгоу.

К нашему следующему перевалу можно было пройти двумя путями: перевалить через отрожек, разделяющий Дасыгоу и ее левый приток либо спуститься по Дасыгоу до впадения притока и потом подняться по нему. Забегая вперед, скажу, что второй вариант выглядит оптимальней - по крайней мере, в видимой части.

Тем не менее, тогда мы полезли на штурм отрожка. Подъем - крутая крупная и средняя осыпь, местами неожиданно живая.

Виды с седла на долину Дасыгоу (откуда пришли): слева - противоположная стороная долины, справа - верховья Дасыгоу.

Седло - узкий скально-осыпной гребень.

Спуск проводили с траверсом налево, в сторону ледника из-под нашего следующего перевала - у подножия его моренных валов просматривались зеленые площадки.
Виды с седла на ущелье спуска: слева - вид вверх по ущелью, справа - вниз.

Спуск не очень комфортный, расслабиться не дают живые острые камни на осыпи. Палатку поставили на зеленых площадках у моренных валов

Под вечер тучи присели пониже, задул холодный ветер, периодически сыпал то дождь, то снег. До ночи сидели в палатке. Унылая погода попала в унисон с настроением: в этот вечер бутылка из-под дьюти-фришного виски окончательно утратила волшебный запах, который, слабея день за днем, исходил из нее целую неделю после вытряхивания последних капель.

График: выход ST9 3800м 09:30 - перевал PE6 "Моренный" 1Б 4050м 10:30 - перевал PE7OTR "Отрог" 1А 13:10 3750м - стоянка ST10 3500 17:00

День 10

С утра тучи сели совсем низко - еле просматривался только низ ледника. Дождь не прекращался. Тем не менее, перевал мы решили брать - судя по гуглю, он был несложным, торчать на морене под снегом и ветром не хотелось, тем более, что сегодня планировался спуск вниз по реке.
Сначала около 1 часа мы поднимались справа по морене, обходя крутоватый язык ледника, потом около 40 мин шли по пологому уже леднику ко взлету.

Это фирновый склон до 30 градусов, на котором мы одели кошки. Повыше начинаются трещинки. Подъем занимает еще 30-40 минут.
Взлет брался в полном тумане и снегопаде - мы карабкались по ледяному склону, ориентируясь исключительно по GPS, ближе к седлу склон становился все круче, местами попадались снежные заносы по колено, в которых приходилось бить тропу. Седло выглядело негостеприимно:

Мы съехали по осыпи на ледник восточного склона, спустились по его левому краю до языка, на котором наконец-то вышли из туч только для того, чтобы вместо зарядов снега получать заряды дождя.
Фото спуска с перевала было сделано в нашем походе 2011 года
(с противоположной стороны долины)

Мы перешли на левый берег речки, и обошли слева большое озеро (справа скалы).

В 2011 году погода была получше:

Скоро объявилась тропа, она перешла на правый берег, где постепенно и утвердилась. Чем ниже, тем становилось теплее, дождь помаленьку прекращался. Местность стала поинтересней - речка ушла в каньон, долина расширилась, открыв живописные склоны, дождик кончился, внизу показались явно обитаемые коши - жизнь налаживалась.

Мы спустились по тропе ниже каньона, перешли вброд на левый берег реки, и устроили стоянку в тополиной роще на берегу.

Подросток был отправлен в набег на замеченный в стороне кош и принес лепешок с конфетами.

График: стоянка ST10 3500м 10-00 - перевал PE8 "Аксу-Гаояцзы" 1Б 3950м 12-30 - стоянка ST11 2600м 18-30

День 11

Тучи разошлись, мы собрали лагерь и двинулись в сторону нашего следующего "перевала" - нужная долинка терялась в округлых холмах и таких же ущельицах, без засеченной в гугле точки запросто можно забрести не туда. Местность напоминала не Тяньшань, а, скорее, сильно расчлененную яйлу типа Бабугана.

На подъеме на "перевал" нас догнал пастух на мопеде, мы обсудили с ним изменения в долине Аксу за последние годы: в 2007 году пастухи ездили не на мотоциклах, а на лошадях и ишаках. - Мотоцикл лучше, - разглагольствовал пастух, - кормить не надо, искать не надо. Не умирает, починить всегда можно.

Еще один мотоцикл мы обнаружили прямо на перевале, который так и назвали - Мотуочэ (мотоцикл по-китайски). Несмотря на внешнюю неказистость, перевал разделяет долины Аксу и Гаояцзы, точнее, их притоков. Мы спустились по пологому склону с дорогой до правого (ор) притока Гаояцзы и двинулись по нему вниз.

По пути отпрактиковали альпийское экспресс-нищенство - набег на кош с предложением выкупить запас еды принес в актив единственную, правда, зато бесплатную лепешку (от денег хозяева коша наотрез отказались).

Дорога вниз по притоку через пару часов приводит к Гаояцзы.

Мы двинулись по ней вверх - время еще оставалось, и мы решили стать выше по Гаояцзы, чтобы на следующий день сунуться на разведку в каньон.

По дороге открываются красивые виды, до "пирамид" вблизи точки нашего выхода на Гаояцзы в 2011 году мы поднялись часа за 4.

Речка перешлась вброд без проблем,

мы дошли до нашей рощицы с родником - места ночевки в 2011 году, где и стали на ночлег.

Под вечер в гости к нам пришел веселый интернационал пастухов - трое уйгуров (отец с сыновьями) и китаец. Узнав, что назавтра мы ночуем здесь же - мы запланировали радиальный выход в каньон - ребята позвали нас на завтрашний ужин, сокрушаясь, что сегодня они не готовы к такой чести.

График: стоянка ST11 2600м 10-00 - перевал PE9 "Моточэ" нк 2800м 13-00 - стоянка ST12 2500м 19-00

По пути засечены точки:
SLIYA - слияние притока по которому мы спускались, с речкой Гаояцзы,
ROENDG - конец дороги вверх по Гаояцзы,
PERGAO - устье притока Гаояцы, по которому мы спускались в 2011.

День 12

Начался с морального разложения и низких туч с легким дождиком. Званый ужин не выходил из головы у команды, меня, как знатока местных обычаев, терроризировали сомнениями и опасениями: а вдруг мы уйдем, а пастухи решат, что насовсем, и ужин не приготовят? а чем мы их угостим? а во сколько у них ужин? а что дают?
Тем не менее, худо-бедно мы собрались и двинулись вверх по ущелью. Чем дальше, тем настойчивей заливал дождь. Ко входу в каньон мы добрели с окончательно утраченным боевым духом.

Первый прижим попытались облезть по мокрым скалам и траве и признали это ужасно опасным, вяло потыкали в подымающуюся на глазах Гаояцзы лыжной палкой и наотрез отказались лезть вброд. Я, как руководитель, посчитал своим долгом снять ботинки и осторожно ступить в бурлящую ледяную воду. Команда, мрачно надвинув капюшоны, вжалась в прибрежную скалу, слегка заслоняющую их от потоков дождя, и всем своим видом выражала несокрушимый отказ следовать дальше. Мы отступили в развалины коша, сожрали жалкий перекус и единогласно двинулись обратно.

Дождь, как по команде, кончился строго на нашей стоянке. Мы развесили шмотки и, с целью подавить голодные судороги, занялись художественным метанием ледоруба.

Соревнования периодически прерывались все новыми и новыми приступами фобии касательно ужина - чтобы сбить накал страстей, мне пришлось поведать, что по азиатским понятиям пообещать что-то - само по себе доброе дело, собственно обещание выполнять вовсе и необязательно.
Вопреки расчету, это вызвало новые приступы паники, команда уже была готова выступить на поиски пастухов с целью прояснить и ускорить, как вдруг по склону спустился молодой уйгур-сын и позвал за собой в кош выше по склону.

Кош оказался базой уйгурской семьи, нас усадили на лежанку, налили чаю, наломали твердокаменных лепешек и насыпали конфет.
Китаец Ван - сосед по участку - был отправлен за блюдом от шефа в собственный кош неподалеку.

Команда, дико сверкая голодными глазами, набивала рот конфетами и лепешками, пытаясь, пока хозяева отвернулись, запихнуть кусочек-другой в карман. На мне же лежала обязанность светской беседы, что мешало также самозабвенно отдаваться процессу. Когда становилось совсем невмоготу, я пихал в бок фотографа и объявлял, что хозяева просят фотосессию. Он запихивал в защечный мешок очередную дозу, слазил с лежанки и выстраивал хозяев снаружи на фоне красивого вида, что давало мне минуту-другую для насыщения.

Наконец явился Ван с мешком каких-то черных костей, напоминающих мумию лоуланьской красавицы в разобранном виде, это оказался сушеный баран в запчастях. Ван и уйгуры обстругали самые толстые мослы и бросили все в уже кипящий котел.

Блюдо готовилось около часа, за который мы обсудили пастушеский бизнес: пастбища по склонам Гаояцзы принадлежали колхозу из деревни Дунгоу, и любой желающий мог взять участок на сезон, в комплекте с соответствующим количеством баранов на откорм. Заработок с участка за хорошее лето составлял порядка 15-20 тысяч долларов.

За разговорами поспел супчик. Мослы чуть размякли после часа в кипятке, что дало возможность отгрызать от них кусочки.

После ужина мы испытали местный транспорт, сделали еще одну фотосессию с хозяевами, и записали адрес пастухов, чтобы потом отправить им распечатанные фотографии.

Надеюсь, они до них дошли.

День 13

Погода с утра наладилась, и мы двинулись вниз. Гаояцзы вздулась из-за дождей, в месте переправы пришлось вешать веревку.

За 3 часа по уже знакомой тропе мы дошли до впадения правого притока, по которому позавчера спустились с перевала. По дороге обогнали несколько бараньих отар, перегоняемых вниз - судя по погоде, сезон в горах закончился. По дороге облазили живописную скалу, у которой на нас попытались наехать трое встречных всадников, судя по всему, представители власти.
- Вот кантри? Амэрика? - нахмурив брови, сурово спросил старший.
- Буши, Ыэлосы (нет, Россия) - ответил я.
Всадники расцвели в улыбке, крикнули "хаодэ!" (хорошо) и ускакали.

Чуть пониже навстречу нам проехал еще один всадник с белым верблюдом на буксире. По-китайски он не понимал, только поулыбался и помахал нам с седла. Саша потом объяснил, что белый верблюд - важный атрибут казахских свадеб, полный аналог белого лимузина у нас, и счастливые владельцы неплохо зарабатывают на аренде. Встреченный верблюд, скорее всего, своим ходом перегонялся на свадьбу на северную сторону гор, чтобы сэкономить на транспорте в объезд.

Дорога, хорошая и накатанная, идет вдоль реки с живописными скалами и верблюдами.

Через 3 часа далеко внизу в русле реки показываются какие-то гидротехнические сооружения, типа плотины, а дорога уходит от реки вверх и идет дальше по параллельным долинам. Воды нет и не похоже, что есть поблизости.

Через 1,5..2 часа дорога спускается назад к реке, уже в виду деревни Дунгоу.

Потыкавшись по окрестностям, в итоге мы остановились на сухом русле реки, практически на входе в деревню.
Я сделал вылазку до ближайшего магазина, где закупился пузырьком китайской водки, пивом и закусками.
Беседа с продавщицей сопровождалась странным эхом:
- сыга пхин пхицзюу, - говорил я, и сзади слышалось - сыга пхин...
- хай чжэга дунси, лянга,- и сзади слышалось - хай чжэга...
Заказ требовал немалых умственных усилий, только закончив, я обернулся и обнаружил прямо за своей спиной казахскую бабушку, которая благоговейно повторяла за мной китайские фразы.

На улице я набрал Сашу, тот оказался уже в городе Дабанчэн неподалеку и обещал забрать нас наутро часов в 7, чтобы не вызывать лишнего ажиотажа у местных.

Вечерняя дегустация китайской водки:

Вопреки опасениям, на огонек к нам никто не забрел.

График: ST12 2500м - ST13 1830м, 8 ходовых часов.

День 14, выброска и улет.

Мы встали рано утром, без завтрака. Не успели мы выйти на асфальт на входе в деревню, как мне позвонил Саша.
- Володя!, - закричал он, - посмотри вокруг!
Саша обнаружился на сопке над деревней, он бешено махал руками над головой,
- иди прямо еще немного!
Сашин автомобиль уже вместе с Сашей (и как он успел сбежать с сопки?) обнаружился метров через 500, эвакуация прошла без проблем. Прощальные виды на Богду

...и встреча с группой поддержки:

Пара дней в Урумчи со стандартными развлечениями в виде парков, музея, обжираловки и массажа прошли как всегда, напоследок стоит отметить банкет, который дал нам Саша за свой счет и его подарки, от которых мы так и не смогли отказаться.

Обратная дорога оказалась несколько омрачена подставой от урумчинского аэропорта - как только Саша распрощался с нами, мы выяснили, что из-за ремонта полосы наш рейс опять отложен до утра, помыкавшись по залу ожидания, мы в итоге расстелили пенки и спальники прямо на полу у ларька с сувенирами. Одному из нас доставать спальники было лень, он проник в ларек сквозь дырку в пластиковой стенке и спал внутри на приличном диване.
Проснулись мы от шума и суеты вокруг, аэропорт наполнялся персоналом, девушки-продавщицы явно робели тревожить злых сонных лаоваев и кучковались неподалеку. Когда они наконец смогли проникнуть внутрь, наш товарищ выскользнул наружу под видом раннего покупателя.

В Алматы мы оказались с утра, Казахские авиалинии оказались на высоте, нам без проблем перебили билеты на вечерний рейс и заселили в гостиницу с едой и трансфером до аэропорта, откуда вечером того же дня мы и отбыли на родину.